История Литературного театра "Слово"

 

Вот уже 75 лет Государственная филармония Кузбасса имени Б.Т. Штоколова остается главной концертной площадкой Кемеровской области, популяризатором и пропагандистом мировой культуры и национальных традиций. Именно здесь работает литературный театр «Слово» — небольшой  коллектив, в котором высшей и самодостаточной ценностью является художественный текст литературного произведения.

В 1999 году директором филармонии становится заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии Кузбасса, почетный работник культуры Кузбасса — Пилипчук Людмила Владимировна. Именно у нее родилась идея создания совершенно нового театрального коллектива, уникального по своей специфике и необходимого в сложившейся ситуации разрушения национального литературного языка. Действительно, в конце  80-х — начале 90-х гг. просвещенные люди забили тревогу: развитие «разума и способностей души» вдруг стало их беспокоить. Наверное, именно по этому в 1992 году в России было возрождено Общество любителей российской словесности. И вот – в начале нового сезона 2000-ого года генеральный директор филармонии Л.В. Пилипчук и группа инициаторов – засл.арт. РФ Олег Кухарев, засл.арт РФ Светлана Царева, Виктор Бобковский, Игорь Шишкин, Владимир Еременко – решили создать новый, до этого не существовавший в области литературный театр, дав ему соответствующее название – «Слово». У самой задумки была замечательная социальная миссия: сохранение русского литературного языка, формированию интереса и любви к чтению, приобщение к лучшим текстам художественной литературы.

Наверное, первые шаги были неловкими. Премьера по произведению А. Толстого «Иоан Дамаскин» с камерным хором филармонии на большой сцене, который открылся театр 15.04.2001 года, была мощным и отчасти грандиозным действием. Однако после премьеры артисты поняли, что они пошли не в том направлении и большая сцена – не их место. Ключевым событием стало появление собственного — камерного зала с небольшим количеством мест (65), который открылся в октябре 2003 года серией спектаклей под общим названием «Пять вечеров с литературным театром «Слово»». Камерный формат определил точную эстетику литературного театра – минимализм, жесткий отбор средств сценической выразительности, проникновенность и искренность, обращение к зрителю как к живому партнеру. Театр нарабатывал свой метод , свой язык, воспитывал своего зрителя – чуткого и внимательного, который находил в спектакле вдумчивое проникновение в авторский замысел, вскрытие глубинного смысла художественного текста, качественное звучание сценического слова. «Серьезное и глубокое развитие театр получил с приходом Латынниковой Ирины Николаевны, — вспоминает Л. Пилипчук. – Вся сегодняшняя политика творческого коллектива, его вектор, масштабы задач сформированы именно ею. Я вижу, как загораются глаза у молодых людей, посмотревших и послушавших «Слово», я даже чувствую, что выходя из зала, они хотят прийти домой и открыть книгу. Разве это не чудо? Разве это не победа хотя бы над одной душой?»

Было большим событием, когда театр «Слово» стал участвовать в театральной жизни области как профессиональный самодостаточный театр. Высоко оценила спектакль «Обыкновенная история» по произведению А. Гончарова доктор искусствоведения, историк театра и театральный критик Нина Шалимова: «Спектакль удивил тем, как неожиданно (прямо-таки парадоксально) зазвучала классика в наши дни. Проблемы, волнующие Гончарова в середине позапрошлого века (провинциал едет в Петербург, и столичный город «ломает ему хребет» — в нравственном, понятно, смысле), оказались на редкость созвучны нашим дням». Вот как оценила работу театра театральный критик, главный редактор журнала «Страстной бульвар» Александра Лаврова: «Это замечательно, что современный, особенно молодой, зритель может услышать качественное литературное слово и познакомиться с теми произведениями, которые, скорее всего, они не читали и, возможно, и не прочтут. Это здорово!» Большой удачей театра стал спектакль «Долгое прощание» по повести Юрия Трифонова. «Эта повесть, написанная в 70-е годы прошлого века и повествующая о середине 50-х, о временах предоттепели, казалось бы, должна выглядеть на сегодняшних подмостках совершенным анахронизмом. Изменился ведь не только аромат времени – изменился его ритм, вкус, изменились критерии нравственных ценностей… Так думаешь, пока на сцену не вышли герои полузабытой повести и стали рассказывать о себе. С этой минуты вся «старомодность» позавчерашнего интеллигентского кумира Трифонова куда-то исчезает. Зритель с упоением окунается в тонкую вязь (все – на полутонах) отношений героев. Достаточно путаная и вроде бы «ни о чем» повесть Трифонова в руках постановщика превращается в напряженный диалог о смысле и способах жизни», — пишет Ольга Штраус журналист газеты «Кузбасс».

Литературному театру «Слово» в апреле исполняется 18 лет. За это время сложился крепкий коллектив единомышленников, в котором работают выпускники Кемеровского Государственного института культуры – засл.арт. культуры РФ В. Нефедова, лауреат премии Кузбасса Г. Забавин, Е. Черткова. Н. Степанова, Е. Синицына, О. Ткаченко, Ф. Бодянский, С. Синицын, М. Герцев, А. Бравков. 18 лет — небольшой срок, но как много доброго и важного со сцены было сказано за эти годы! Как камерно наше «Слово» проникает в души и заставляет мыслить. В репертуаре театра — лучшие произведения русской и мировой литературы. Среди них —  «Семейное счастье» (Л. Толстой), «Собачье сердце» (М. Булгаков), «Пиковая дама» (А. Пушкин), «Портрет» (Н. Гоголь), «Дым» (И. Тургенев), «Левша» (Лесков), «Кавказский пленник» (Л. Толстой), «Муму» (И. Тургенев), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (А. Пушкин), «Гадкий утенок» (Г.-Х. Андерсен), «Каштанка» (А. Чехов), «Слон» (А. Куприн), «Заповедник» (С. Довлатов), «Мадам Бовари» (Г. Флобер), «12 стульев» (И. Ильф и Е. Петров) и др.

Литературный театр «Слово» активно сотрудничает с коллективами филармонии, работая над совместными проектами. Среди них — литературно-музыкальный спектакль «Плыл кораблик белопарусный» по произведениям Б. Шергина, «Несказочные сказки» по сказкам М. Салтыкова-Щедрина, «Страшная месть» по повести Н. Гоголя, «Барышня-крестьянка» по повести А. Пушкин и др. Литературный театр «Слово» принимает активное участие в проведении различных и творческих проектов города и области, в мероприятиях, проводимых библиотеками нашего города. Сегодня у театра широкая аудитория – это дети и школьники разных возрастов, посещающие утренние, выездные и абонементные спектакли, взрослые и пожилые люди, приходящие на вечерние спектакли театра.

У театра есть свой постоянный зритель. Как правило, придя сюда однажды зритель становиться безоговорочно Нашим.

 Театр полон сил, энергии и неисчерпаемого творческого потенциала, работает и творит под «флагом» филармонии, несет с честью свое название – «Слово».

 

Ирина Латынникова, художественный руководитель и режиссер Литературного театра «Слово»


Коллектив театра «Слово»: фотография

Коллектив театра «Слово»: фотография

Литературный театр «Слово» сезон 2014–2015: афиша

Литературный театр «Слово»: театральная хроника

Литературный театр «Слово»: театральная хроника, черновик

Литературный театр «Слово»: театральная хроника

Литературный театр «Слово»: театральная хроника

Литературный театр «Слово»: театральная хроника